Три недели в Перу, Пуно, Титикака. Август-сентябрь 2011

В Пуно приехали под вечер и сразу по прибытии взяли у менеджера на автостанции несколько визитных карточек отелей в центре. Центр любого города в Перу отыскивается очень легко – центральная площадь называется Plaza de Armas, в каком бы городе не находилась.
Методом простого голосования была выбрана симпатичная визитка и вручена таксисту. С трудом протиснувшись по узеньким улочкам с односторонним движением, таксист притормозил возле какого-то дома и потребовал платы. Мы напряглись, так как никаких опознавательных знаков на доме обнаружить не удалось. Я вышла из машины и, войдя внутрь, выяснила, что никакого отеля здесь нет. Вернувшись к машине, объяснила водителю, что платить мы не будем, потому что он нас привез не туда, куда мы хотели. Бурное обсуждение было прервано появлением двух полицейских, что сильно добавило ярких красок и громкости в дискуссию. Также в дебаты привносили свою лепту водители столпившихся за нашим такси машин, так как мы перегородили всю улочку. Внезапно наш водитель сел в машину и исчез, оставив меня разбираться с представителями порядка. Я удивилась, так как денег от нас он так и не получил, но, оказалось, что он просто припарковал такси на соседней улице, где она не мешала проезду.
По прошествии нескольких минут мы, при помощи полицейских, наконец-то разобрались, что адрес правильный, но отеля тут действительно нет, расплатились с о страдающим от несправедливости таксистом и отправились искать какой-нибудь приют пешком. Полицейские всячески пытались помочь и указали направление на ближайшие места ночлега, однако они нам не подошли. Поплутав по улочкам еще некоторое время, нам удалось найти отличный недорогой отель в двух минутах от центральной площади, и сразу же договориться за экскурсии на весь следующий день.
Утром после традиционного чая из листьев коки нас забрали прямо из отеля, и началось наше путешествие по самому большому высокогорному озеру в мире.

010203

Высота озера Титикака – 3820 метров над уровнем моря, так что даже летом тут совсем не жарко. С гидом нам повезло, он рассказывает очень интересно и с удовольствием отвечает на многочисленные вопросы.
Наша экскурсия рассчитана на весь день и включает в себя плавучие острова Урос, где живут потомки индейцев аймара, и остров Такиле, населенный народностью с таким же названием.
Пока катер идет через прибрежные воды, в тростнике можно видеть полудиких поросят, выискивающих отбросы, прибиваемые сюда волной. До выхода на открытую воду все заросло сине-зелеными водорослями. Гид объясняет, что сточные воды – огромная проблема Пуно, но, с каждым годом ситуация улучшается.

0405

Наверное, самой большой достопримечательностью здесь считаются плавучие острова Урос. Все здесь сделано из тростника – дома, лодки, и даже сами острова. По легендам, индейца аймара перешли на такой необычный образ жизни, спасаясь от завоевателей-инков. Островов на озере около сорока, и большинство находится далеко от берега. Их жители не очень любят пришельцев и живут так же, как жили сотни лет назад, занимаясь охотой и рыбалкой.

06070809

Однако несколько общин избрали другой путь и охотно принимают у себя туристов. Здесь другая крайность – все рассчитано на туристов, но все равно очень интересно. Нам демонстрируют устройство самих островов, быт, предметы местного ткацкого искусства, и мы плывем дальше.

101112

Следующая наша цель – остров Такиле, удаленный от Пуно на 45 километров, так что плывем мы долго. Здесь необычайно интересный уклад жизни, сохранившийся в неприкосновенности с древних времен. Местные жители не едят ни мяса ни рыбы, даже для стирки и мытья используют всевозможные растения и живут до ста лет.

1314

После обеда в одном из домов, хозяин демонстрирует процесс стирки. Вначале он принес только что сорванную во дворе травку, размял ее на камне и опустил получившуюся кашицу в миску с водой. А затем в этой миске постирал клок свалявшейся грязной шерсти. Результат впечатлил – без всяких химических моющих средств комок шерсти из бурого превратился в белый.

151617

К сожалению, влияние туризма и здесь сказывается не лучшим образом – дети сызмальства начинают просить мелкую денежку или сладости. Хорошо, что гиды часто предупреждают, что поощрять попрошайничество не нужно. Наш об этом просил особо.

18192021

Из ремесел здесь тоже широко используется ткачество и вязание. Причем занимаются эти как женщины, так и мужчины.
Отличие жителей Такиле от жителей островов Урос огромно. Явно видно, что это потомки разных племен. Племена Урос ширококостные, толстые с несколько негроидной внешностью, а жители Такиле явно потомки народности кечуа – худощавые, подвижные.

2223

Высота тут приличная, но нам после трека все нипочем. А вот семье из Бразилии, плывшей с нами одним катером, явно тяжело дается перемещение вниз-вверх по лестницам. Щедро делимся с ними лекарствами от головной боли и советами, как справляться с горной болезнью.

24252627

На обратном пути мы дремлем в катере, а вечером уже садимся на автобус до самого центра империи инков – Священной долины, города Куско.