Непляжный Египет, февраль 2016. Часть первая – Каир и Гиза

«Нормальные люди в Египет берут купальник, маску и ласты», ворчала я, упаковывая спальник. Спальник сопротивлялся, не понимая, на кой черт он мне сдался в стране обустроенных пляжей, пятизвездочных отелей и разноцветных рыбок.

Конец января, слякоть и серость. Даже думать особо не хочется, не то, что работать. Вот именно это тоскливое время Оля выбрала, чтобы предложить съездить в Египет.
О Египте я знала очень мало. Историю в школе учила плохо, и смутно помнила что-то о фараонах и пирамидах. А в целом в моей голове эта страна прочно ассоциировалась с шикарными отелями, рыбками и, в лучшем случае, кайтингом. Дайвинг меня мало интересует, кайтинг немного освоила только зимний. Так что в рейтинге стран, где мне хотелось бы побывать, Египет занимал одно из последних мест. К тому же ни времени, ни денег на конец зимы не было, и в ближайшее время не предвиделось.

Не удивительно, что к Олиному предложению я отнеслась, мягко говоря, холодно. Честно рассказала, что Египет меня не интересует, денег нет, настроения тоже и я точно никуда не поеду.

Через неделю мы взяли билеты на чартер до Хургады.

Мар Гиргис – Коптский квартал в Каире

В аэропорту мы оказались единственными пассажирами, кого не встречали представители отелей “все включено”.

– Почем такси до центра? – таксист удивлен, он редко встречает в аэропорту одиночек, еще и барышень без сопровождения.
– Сто пятьдесят фунтов. И это очень дешево! Только потому, что вы девушки, обычная цена – двести, но только ради вас могу сделать хорошую скидку! – мужчина разливается соловьем вслед нашим спинам, так как мы просто разворачиваемся и уходим.
– Эй, погодите! – опомнился араб, – могу сбросить до ста двадцати, но только потому, что мне тоже надо в город!
Мы пристально оглядели пустой аэропорт. Всех уже встретили и увезли в отели. Остались только мы и единственное на весь терминал такси. Вздохнули, понимая, что здоровой конкуренции не предвидится, и торг может затянуться.
– Мужик, даем тридцать, и только потому, что спорить лень!

За тридцать мы и уехали. И действительно только потому, что было лень сильно торговаться и до Каира еще несколько часов автобусом. А его еще надо было найти и взять билеты.

Каирское метро, Каир, Египет, непляжный ЕгипетКаир, Коптский квартал, Висячая церковь,  христианский квартал, ЕгипетКаир, Египет, Коптский квартал, Висячая церковь

В Каире нас высадили из автобуса совсем не там, где мы рассчитывали. Галдеж, бесконечные сигналы автомобилей, мусор, жара, пыль и тотальная неразбериха – ура, мы дома. Неважно, что этот город мы видим впервые в жизни, неважно, что выделяемся из толпы как две мыши на стерильном полу, что никто вокруг не говорит по-английски, а в планшете отказалась работать карта. Ощущение спокойствия снизошло сразу и больше нас не покидало на протяжении всей поездки.

Коптский квартал, Египет, КаирКоптский квартал, Каир, Египет, христианский квартал

Раньше перед каждой новой страной накатывал щенячий восторг: «Ура, я куда-то лечу! Ура, все такое необычное! Ой, как интересно!». И был мандраж перед новизной и экзотикой. А в какой-то момент все изменилось. Наверное, все происходило постепенно, но осознала эту перемену я как раз в Каире. Адреналин от новизны сменился спокойной уверенностью и чувством комфорта. И это ощущение мне очень нравится.

Каир, христианский квартал, коптский квартал, Египет, церковьКаир, Коптский квартал, Египет

Среди хаоса и бедлама автостанции мы, наконец-то, поняли, как называется место, куда нам нужно попасть. Осталась мелочь – разобраться, где именно оно находится.

Мужчина в кассе, которого мы попытались расспросить о направлении, долго на жестах пытался объяснить путь. Не выдержал, закрыл кассу, проводил до поворота и ткнул пальцем. Когда мы через пару кварталов все же зашли не туда, скучающий на посту военный отвлекся от ковыряния в носу и кончиком автомата показал правильную дорогу. При этом даже не поинтересовался, куда нам надо.

Это, кстати, преследовало нас всю поездку. Все вокруг знали, куда нам надо, лучше нас. И, самое смешное, они всегда оказывались правы! Как только мы, пытаясь что-то найти, сворачивали с правильной дороги, тут же находился прохожий, который указывал нужное направление. Хотя мы никого ни о чем не спрашивали. Мистика какая-то.

Кладбище, склеп, христианский квартал, коптский квартал, Каир, Египетцерковь Святого Георгия, Каир, Египет, коптский квартал, Мар Гиргис

Из четырех, выписанных еще в Киеве, хостелов дальше первого мы не ушли. Самая фешенебельная улица, старинное колониальное здание, высоченные потолки. Хостел очень приличный. Но при попытке открыть шкаф, он на меня упал.

Отбившись от мебели, ушли на разведку. На рынке за углом куча фруктов. Свежие финики, клубника, персики, виноград… Цены смешные, так что фруктами мы закупились от души. А вот нормальной еды не нашли. Макдональдс, КФС, и масса кондитерских, но я не большой любитель сладкого. Хотя Олю приходилось из каждой вытаскивать насильно.

Вечером пошли к Нилу, прошлись по мостам, вернулись в отель еле живые.

транспорт в Каире, Каир, ЕгипетНил, Каир, Египет, отели на НилеНилометр, Нил, Египет, Каир

Оказалось, что у меня с Олей довольно сильно совпадает мнение, как надо отдыхать в путешествиях. Поэтому в шесть утра мы уже были у метро.

Каирское метро своеобразное. Отдельные вагоны для женщин. На платформах указатели, где эти вагоны останавливаются. Удобно – женщин ездит меньше и вагоны более свободные.

Интересно, что женщина с мужчиной может ехать в мужском вагоне. А вот мужчина зайти в женский вообще не имеет права.

Арабские женщины совсем не похожи на скромниц, даже не смотря на платки и закрытую одежду. Сурьмленные брови и глаза, острые взгляды, полные чувственные ярко накрашенные губы, вихляющие походки.

Платки – предмет кокетства. Имеет смысл эта закрытая одежда. Солнце, пыль. Волосы за день превращаются в слипшуюся мочалку.

Очень своеобразная мода. Редко кто одет со вкусом на наш взгляд. Сочетание джинсов, кед и платков иногда совершенно убийственное. Попадаются очень красиво одетые женщины, но редко.

Для нас метро – еще один аттракцион. Мы разглядываем женщин, они с не меньшим интересом разглядывают нас. Неизвестно, кому веселее.

Коптский квартал – старый христианский квартал Каира – на рассвете почти безлюден. Это здорово – погулять по старинным улочкам, пока нет ни торговцев, ни туристов.

К тому времени, как стали открываться лавки и появляться люди, мы уже облазили весь квартал сверху до низу и по диагонали и искали дорогу у нилометру.

Улочки Каира, Каир, Египетшвейная машинка, КаирКаир, Египет, мусульманин, ребенок

Мечети Каира

Снова метро и одна из достопримечательностей Каира – рынок Хан-аль-Халили. Десятки кварталов, где продается все, от специй до живых черепах и резных саркофагов.

Каир, центр Каира, Египетразносчик, Каир, лепешки, Египетсолдаты, Каир, Египет

Все это разбавлено грандиозными мечетями, резными башенками и балконами старинных кварталов, запахами уличной еды и завываниями муэдзинов. В общем, атмосфера восточного базара. Только половина товаров – китайские поделки.

Полное смешение стилей, религий и эпох. Христианские церкви с арабской вязью, мечети с элементами греческой и римской архитектуры, старые каменные дома с модными светильниками и новые с резными балконами под старину.

Город Мертвых, Каир, ЕгипетКаир, пальма, намаз, Египетмечеть, Каир, фонтан, непляжный Египет

Попрошаек и карманников на улицах много, да и снимать в такой толпе тяжело, так что фотоаппараты почти не доставали – впитывали впечатления.

мечеть, старый город, Каир, непляжный ЕгипетСтарый город, Каир, мечеть, Город Мертвых, непляжный Египетсмотровая площадка, Египет, Каир

К обеду уже валились с ног и организм настойчиво намекал, что на фруктах бегать дальше отказывается и требует чего-то существеннее. Поэтому, когда нас окликнули из уличной забегаловки и предложили перекусить, отказываться даже не думали.

Как засуетился повар! Замызганной тряпкой он смахнул со стола тараканов, сполоснул тарелки, ногой задвинул в угол грязную посуду и, ослепительно улыбаясь, начал уставлять стол плошками. Обычная арабская уличная еда: фалафель, овощи и лепешки. Вкусная, сытная и горячая, так что съели мы все с удовольствием. А то, что съесть не смогли, завернули с собой.

мечеть Султана Хасана, Каир, Египет, панорама

Разомлев от еды, поинтересовались, сколько с нас. Повар переглянулся с зазывалой, и тот скромно на бумажке написал цифру «триста». Мы были готовы к тому, что цену нам назовут выше, чем стоит еда. И если бы нам сказали «пятьдесят» заплатили бы, развлечение нам устроили отличное. Но на триста обиделись. Встали, положили на стол тридцать, сказали, что если будут возмущаться, то позовем полицию, и ушли. За ближайший угол. А потом смеялись еще два квартала.

мечеть Султана Хасана, Каир, Египет, непляжный ЕгипетКаир, Цитадель, Египет, пушки, крепостьЦитадель Каира, Каир, Египет, архитектура Египта

Добравшись до парка, засели в кусты к цаплям, переждать жару и подкрепиться фруктами. Из парка спустились какими-то дворами и чуть ли не через забор. На этих улицах, похоже, туристов не видели никогда. Пальцами не тыкали, но разглядывали во все глаза.

Цитадель Каира, Каир, Египет, архитектура Египта, крепость

К Цитадели зашли тоже не с парадного входа. В итоге до парадного добрались почти через час. И оказалось, что идти изначально нужно было в противоположную строну – обошли огромный холм почти по полному кругу. Чуть не умерли. Да и ко входу попали всего за час до закрытия. Но не зря же столько мучились, решили все-таки зайти. Правда, обратно до метро идти уже сил не было – взяли такси.

А вечером еще и по ночному центру прогулялись.

Пирамиды Гизы

В Гизу поехали с самого утра, чтобы успеть как можно больше. Таксисты, традиционно, налетели на двух беззащитных нас и попытались содрать пятьдесят фунтов до пирамид. Рассказали, что автобусов туда нет, надо ехать с двумя пересадками и все равно заплатить по пятерке в каждом, так что экономии не будет.

Тут же материализовался рядом мужчина с ребенком, посмотрел на этот беспредел и увел за собой на остановку автобуса. До пирамид мы доехали за три фунта на двоих.

Движение в Каире не сказать, чтобы сумасшедшее, но непрерывное. Поток машин идет сплошняком. О том, как пользоваться светофорами, и зачем вообще они нужны, водители имеют очень смутное представление. Иногда на особо оживленных перекрестках в центре возникают регулировщики, и вяло прохаживаются по разделительной полосе, не обращая никакого внимания на происходящее.

Для того чтобы перейти дорогу, не нужно ждать разрывов – их не бывает на улицах с тремя-четырьмя полосами. Все просто: целеустремленное выражение лица, полное спокойствие и никаких резких движений. Нельзя выбрать момент для перехода улицы. Нужно решиться, выдохнуть, и начать медленно идти вперед, давая понять всем участникам движения, что намерения ваши серьезны и вам действительно надо на ту сторону.

После траффика в Индии и Непале, переход улицы в Каире – детская забава. Но неподготовленный путешественник способен получить инфаркт и надолго поселиться на обочине.

Ко второму дню мы совсем освоились. Спокойно перемещались местным транспортом, не обращали внимания на торговцев и попрошаек и на бегу питались уличным фастфудом. Кстати, арабскую уличную еду готова рекомендовать всем – дешевая, свежая и вкусная.

Вечером устроили дискуссию, идти на автостанцию пешком или взять такси. Идти всего несколько кварталов, но «страшный ночной Каир» же. В итоге пошли пешком. «Страшные» улицы ночного Каира ничем не отличались от Каира дневного. Несмотря на приближающуюся полночь, нам точно так же улыбались, помогали перейти дорогу и указывали путь.